Особенности жестового общения военных Если в обычных профессиях без жестов-знаков не обойтись, то что уж говорить о детективах и разведчиках. Все эти шпионские “штучки” существуют не только в детективных фильмах, но и в реальной жизни.
Когда необходим личный контакт двух агентов, то для места встречи выбирают места, где маловероятно всеохватывающее наблюдение (толпа в метро или переполненном трамвае, центральный универмаг и т. п.) и можно мгновенно реализовать контакт: как бы случайно сблизившись вплотную, передать что-нибудь из рук в руки; имитировать “случайную” встречу и передать что-либо через рукопожатие; садятся в кинозале в соседние кресла и передают в темноте; один роняет предмет — второй поднимает с подменой; “рассеянный” обмен газетами или портфелями и т. д.
Во время наблюдения за “объектом” используется заранее обговоренный визуальный код, все знаки которого маскируются под естественные движения, например, “объект повернул направо” — правую руку упирают в правое бедро (если налево, то наоборот), “объект пересекает улицу” — делается полуоборот в сторону со сгибанием одной руки у груди, “объект стоит” — руки перекрещиваются за спиной, “объект развернулся и идет назад” — одну из рук подносят к голове, “объект ушел из-под наблюдения” — обе руки поднимают к голове, “меня надо сменить” — бросается пристальный взгляд на часы с имитацией удивления.
Для узнавания друг другом двух незнакомых агентов могут применяться не только словесные пароли типа пресловутого “У вас продается славянский шкаф?”, но и парольные жесты. Таким паролем может быть любое движение: взмах рукой, почесывание носа, кашель, поцелуй, поигрывание зонтиком, постукивание пальцами и т. п.
Поскольку в основном жизнь разведчика состоит из контактов с людьми, то их учат строить свои контакты так, чтобы они приносили максимальную пользу. Для этого усваиваются основные приемы общения, с помощью которых можно направлять контакты в нужную сторону, придавать им требуемый характер и обеспечивать их результативность. А так как большинство людей склонны составлять мнение о новых знакомых по первому впечатлению, то в первую очередь учатся производить такое первое впечатление, какое необходимо для достижения поставленной цели.
Разведчик вырабатывает умение следить не только за движениями, жестами, манерой говорить и мимикой других людей, но и за собой. У него должно быть такое лицо и манера говорить и двигаться, чтобы его нельзя было “читать”. Лицо разведчика должно быть свободно от всякого выражения. И от выражения и от отсутствия выражения. Но если сделать каменное, неподвижное лицо, то есть изобразить отсутствие выражения, то это будет тоже выражением. Разведчику необходимо маскировать все свои отличительные черты и видимые качества. Все должно быть как будто поставлено на нуль, и в то же время все должно быть в полной боевой готовности. Представьте себе актера без грима, отдыхающего между спектаклями. Но когда это надо, на его лицо можно положить любые краски. Он может надеть на лицо любое выражение и может говорить и двигаться в любой манере.
Жестами пользуются в вооруженных силах различных стран. Например, при действиях ночью бесшумные построения, перестроения, движения производятся по заранее изученным сигнальным жестам, по прикосновениям руки к плечу, спине, груди, головному убору, а также по легким толчкам рукой о тело.
На марше, в лесу, в бою, в разведке в Советской Армии использовались такие сигналы:
— “вижу противника” — рука горизонтально вытягивается в сторону и держится так до отказа;
— “внимание” — рука поднимается вверх на высоту головы;
— чтобы подразделение быстро разбежалось, резко разводят руки в стороны вниз;
— “к машинам!” — поднимаются обе руки вверх и держатся до исполнения (рис. 4);
— “глуши мотор!” — размахивают перед собой обеими опущенными руками (рис. 5);
— “ко мне” — рука поднимается вверх, делает круговые движения над головой и энергично опускается вниз;
— “оглушить и связать противника” — обозначается удар левым кулаком по челюсти, а правой рукой производятся два-три круговых движения вокруг левой и т. д.